http://yadi.sk/d/YoRFCrHN5WEGQ
Спасибо автору за отчёт.
Обсуждение тут - Каризма клуб



Приветствия!
Началось всё с потёкшей прокладки клапанной крышки, поставленной прошлым летом. Ставил дубликат Stone - так вот камешком она и стала к зиме. Короче, заказал оригинальную. По пути задумался, раз открывать крышку, что там с зазорами? Ведь их величина здорово влияет на характеристики и поведение двигателя, ещё помню по девятке. Решил я этот вопрос изучить.
Боялся я процедуры регулировки зазоров по причине того, что в мурзилках это делали на горячем двигателе - не очень приятно почти час висеть над горячим двиглом, вдыхая испарения масла и обжигая руки. При этом за время регулировки двигатель бы подостыл и регулировки была бы уже не такой точной. Начал поднимать материалы и наткнулся на оригинальные мануалы, где по-русски на английском языке регулировку проводят на холодном двигателе!!!

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Вооружившись данным материалом, ключом на 10, одной отвёрткой и лепестковым набором щупов (который остался со времен девятки) начал реализовывать метод. Итак, пыльный двигатель, истекающий маслом.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Отворачиваем: трос газа, отводим его; две трубки отсоса картерных газов; провода к катушкам; сами катушки;

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Держатели проводов. Кстати, лепестки, к ктороым они прикручены довольно мягкие, поэтому их нужно было как-то зафиксировать, чтобы сильно не свернуть или подставить отвёрточку так:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Отворачиваем далее шесть болтов крышки и снимаем её.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Видим вот такое чудо.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Проводим ревизию уплотнений - видим, что наша Stone очень хорошо приняла форму своего посадочного места и, наверняка, совершенно не сопротивлялась желающему наружу маслецу.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Ну да ладно. Поддомкрачиваем одно колесо, включаем пятую передачу.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

И поворачивая колесо по часовой стрелке, выставляем поршни в ВМТ, контролируя процесс по метке на шкиве привода ГУР (что на коленвалу), которая должна встать напротив метки "T"!!! (на фото не совпадает из-за угла съёмки).
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Ну, собсвенно, и понеслась!
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Покачивая коромыслица, определяем клапаны, которые в данный момент закрыты и между толкателем и коромыслом проявляется зазор. На глаз зазор отлично виден. И на этих клапанах регулируем зазор. Расконтриваем гайку ключом, удерживая шлицевой отвёрткой регулировочный штифт. На выпускных клапанах возможно придётся слегка разработать резьбу, ибо там возможно подзапекание масла -
всё-таки выпускные клапаны горячее.
На выпусных клапанах (ряд ближний к нам) продеваем щуп на 0,20мм и заворачиваем штифтик до так называемого "лёгкого защемления" щупа. Это состояние, когда щуп и подзажат, но при некотором поиске положения щупа он может почти свободно двигаться.
На впускных клапанах немного сложнее. Потому что задача выставить зазор в 0,09 мм, имея щупы ряда 0,05; 0,10; 0,15 и т.д. мм усложняется. Можно поступить следующим образом. Сначала выставляем зазор в 0,15мм. Зрительно запоминаем положение штифта. Затем выставляем зазор в 0,10мм. От первого до второго значения небходимо сделать примерно 1/12 оборота, т.е. градусов 30. И для уменьшения последнего получившегося зазора в 0,10 мм до значения в 0,09 штифт необходимо довернуть градусов на 6. По ощущению, такой зазор уже вполне надёжно защемляет щуп на 0,10мм, но если постараться, его можно и вытянуть. ))
Если сомневаетесь, что можете "зажать" клапан, то можно оставить зазор и в 0,10мм. Тем более в более старых мануалах на двигатели 4Gxx зазор выставлялся именно в 0,10мм. Помните, зажатый клапан - намного и намного хуже, чем отпущенный!!! Потому что при работе двигателя клапан не будет достаточно ложиться в своё седло и будет нарушена теплоотдача и вскоре он прогорит.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

После регулировки первой половины клапанов, снова проворачиваем колесом коленвал на один оборот до совмещения вышеуказанных меток и мы получаем, что закрытыми становится другая половина клапанов. С ними делаем то же самое: впускные 0,09мм и выпускные - 0,20мм.
Собственно регулировка может подзанять от часа до полутра. Здесь лучше не торопиться и делать всё аккуратно
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

После регулировки ставим на крышку новую прокладку.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

При желании чистим что хотим и собираем всё в обратной последовательности.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Итог проделанного. Помню на девятке данная процедура оказывала сильное влияние - двигатель лучше тянул, работал в целом становилась ровнее. Здесь же приход мощности и ровности работы не особо заметен. Если и раньше я не жаловался на работу двигателя, то теперь тем более не буду. Но есть одна приятная вещь - на прогретом двигателе вовсе пропало цоканье клапанов!!
Теперь в полной тишине я слышу только вой генератора и ремней, работу ГУРа, треск подшипников в КПП, но цоканье пропало вовсе!!! Двигатель зашептал. И это в 232000км! Друзья, мне кажется мы должны гордиться движками в своих авто!!! Берегите их, обслуживайте хорошо и вовремя и, думаю, миллион километров ему станет по плечу.